Тема: Финансовая грамотность
Тема: Страхование физических лиц
центр межфинансовых отношений |
||||||
Дата: 12 января 2025 г. |
|
|
||||
ОпросВакансии |
Сбербанк проанализировал мифы о «пузыре» в потребительском кредитовании
16.08.2019
Сбербанк в проекте «СберДанные»(инициатива по обработке и анализу больших данных) исследовал рынок потребительского кредитования: динамику зарплат, ставок, сроков и величины кредитов, рефинансирование, структуру расходов и другие аспекты. Быстрый рост кредитов физических лиц за последние два года вызвал обеспокоенность по поводу возможного созревания «пузыря» на этом рынке.
Данные Сбербанка, Банка России, Росстата и кредитных бюро не подтверждают опасения: рост кредитования носил объективный характер и пока не исчерпан.
Мощным, но разовым фактором стал рост номинальных зарплат, особенно самых маленьких, в 2017-2018 годах. По данным Сбербанка, средняя зарплата клиентов, которые в 2017 году получали до 15 тысяч рублей, в 2018 году увеличилась на 42%. Результаты прочих категорий были более скромными: темп роста зарплат плавно снижается с 17% за год для работников, получавших в 2017 году в среднем 15-30 тысяч рублей, до всего 4% для сотрудников с зарплатой более 100 тысяч рублей.
Важным фактором стал рост МРОТ на 48% за тот же период. Также, по данным Сбербанка, средняя начисленная зарплата за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличилась на 12,1%.
За два года произошло снижение стоимости не только новых, но и многих уже выданных кредитов за счет их рефинансирования и снижения ставок самими банками. Это примерно на 20% увеличило потенциальный размер рынка. По оценке аналитиков банка, в 2018 году около 17% выданных ипотечных кредитов и 14% выданных потребительских кредитов были связаны с рефинансированием.
Выдачи нецелевых потребительских кредитов выросли за год на 24%. В целом же в России на необеспеченные потребкредиты приходится 69% неипотечного кредитования, на втором месте — кредитные карты (10% всего рынка кредитования физлиц). Именно они, полагают аналитики Сбербанка, вероятно, будут играть более важную роль, чем нецелевые потребительские кредиты.
Сбербанк также смог оценить и структуру их использования. Оказалось, это вовсе не расходы на то, чтобы «свести концы с концами», а совсем наоборот. Около половины явно связаны с ремонтами (22% «видимой» части расходов). Либо речь шла о покупке товаров длительного спроса (18% «видимых» расходов — электроника, бытовая техника, мебель, одежда). Далее следуют расходы на авто (не покупка машины, а скорее ремонты, запчасти и т.п.). На третьем месте — туризм и отдых (7%) и переводы (8%),за которыми отчасти может скрываться та же оплата труда рабочих-ремонтников.
Добавить комментарий |
Финансовые консультацииТема: Финансовая грамотность Тема: Страхование физических лиц Belfinance.ru рекомендует |