центр межфинансовых отношений
Дата: 16 Ноября 2017 г.
Курсы валют:<< >>
 

Опрос

  1. Считаете ли Вы инструмент страхования эффективной мерой защиты от рисков? Готовы ли Вы выделять расходы на страхование?

Вакансии

ОСАГО – взгляд в историю

29.08.2016

В данном обзоре мы постарались осветить процесс развития рынка ОСАГО, его проблемы, причины сегодняшней ситуации. Для того, чтобы читатели более осмысленно подходили к пониманию процессов, происходящих в текущей реальности. Надеемся, что общее представление читателей о рынке ОСАГО после данной статьи расширится.

Ритм нашей жизни достаточно высок. Внедрение изменений привносятся в нашу жизнь постоянно. Нам приходится обрабатывать ежеминутно огромные объемы информации – фильтровать, осознавать, принимать решения. Очень часто мы, в отсутствии необходимости, забываем, как выглядела наша объективная реальность совсем недавно. Именно поэтому мы решили провести нашим читателям экскурс в историю ОСАГО.

Сегодня уже никого не удивляет, что при ДТП участники спокойно выходят из автомобилей, без лишних эмоций заполняют несколько строчек в опроснике, обмениваются контактами и разъезжаются. Почти никто не возмущается, что ежегодно необходимо страховать ответственность владельца транспортного средства. Но еще совсем недавно все было по-другому.

Начиная с 1991 года, страховой рынок страны падал огромными темпами. За следующие десять лет он сократился более чем на 60% по количеству договоров. К началу двухтысячных годов менталитет страхования у россиян существенно поменялся. Большинство видело в страховании не инструмент экономической безопасности, а лишь ненужную дополнительную финансовую нагрузку.

Период конца девяностых – начала нулевых выдался достаточно сложным для страны. Престижной специальностью считалась работа «валютчиком». Криминогенная обстановка вызывала достаточно серьезное социальное напряжение. Одним из направлений криминального бандитизма были автоподставы. Бритоголовые «молодчики» ездили на подержанной иномарке по городу и вылавливали неопытных водителей. Они организовывали ДТП и путем силового давления ставили незадачливого автолюбителя «на счетчик». Некоторые лишались автомобиля, некоторые квартиры, а были и такие, которые лишались и здоровья. В начале двухтысячных годов этот «бизнес» приобрел такие катастрофические масштабы, что общественность просто готова была взорваться. Именно тогда, в том числе, с подачи правоохранительных органов, начала приобретать вес идея воспользоваться опытом европейских стран. А именно обязать каждого автовладельца иметь страховую защиту перед третьими лицами. По мнению законодателей, криминальным структурам должно было стать проблематично взаимодействовать со страховыми компаниями, имеющими штат профессиональных юристов и свои службы безопасности.

Несмотря на вроде бы простое решение проблемы, законодатели все же не спешили. Дело в том, что уровень дохода населения был невысоким, и опыта массового обязательного страхования еще не было. Правительство опасалось, что ОСАГО будет воспринято обществом, как дополнительный побор денежных средств и вызовет необратимые социальные процессы. Но был еще один фактор – это состояние экономики в целом.

Какая же была экономическая обстановка в страховой сфере накануне проектирования закона об ОСАГО?

В 2002 году по оценкам экспертов лишь 20-25% премии, представленной в официальной статистике страховщиков, относилось к реальному страхованию. То есть более 70% страхового рынка были представлены различными «серыми» схемами.

Эксперты оценивали степень привлекательности ОСАГО в значительной мере определяющейся нестабильностью платежеспособности потребителей, низкой прибыльностью этого вида страхования, неразвитостью нормативной, информационной и технической базы исполнения соответствующего закона. Страховщики же единодушно говорили о необходимости очень осторожного вхождения в этот вид бизнеса. Страховые компании с иностранным капиталом и вовсе заявили, что не будут активны в России первые два года на этом рынке.

На старт!

Именно на этом фоне Правительство РФ делает первый шаг – одобряет в сентябре 2002 года своим распоряжением «Концепцию развития страхования в Российской Федерации». В данном документе утверждалось, что за «годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый рынок страховых услуг», «развитие страхования в России требует уточнения его роли в решении социально-экономических задач государства». В частности, указывалось, что на развитие страхования негативно повлияли наравне с низким уровнем платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги, такой фактор как «неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования». Именно теперь был задан реальный вектор развития страхового рынка страны - данная концепция определила, что государство начнет развивать данный сегмент именно с введения обязательных видов страхования. Первым, в силу сложившихся факторов, стало обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В этом же 2002 году рождается Федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который впоследствии нормативными актами был определен, как вступающий в силу с 1 июля 2003 года. Вообще за всю историю действия Закона он претерпевал изменения более тридцати раз. Отметим, что на самом деле это была уже не первая попытка законодателей ввести систему обязательного страхования. Первый законопроект по ОСАГО поступал в Государственную думу еще в конце 1997 года.

Поехали!

В 2003 году с начала действия закона страхователи отнеслись очень осторожно. Полгода закон просто действовал, но не работал. Основная часть автомобилистов не понимала этого новшества. Эта осторожность подкреплялась еще неразработанными административными санкциями за отсутствие страхового полиса у владельца транспортного средства. Штраф за несоблюдение требований ОСАГО появился спустя время. И именно 2004 год можно и считать началом действия закона. Почти половину рынка ОСАГО мгновенно занял «Росгосстрах». У этой компании было несколько существенных преимуществ перед конкурентами: огромный накопленный опыт работы с розничными клиентами, большая действующая агентская сеть и широкая география представительств. Работу по данному направлению начали, несмотря на скепсис, достаточно большое количество игроков - более 100. На период начала действия закона в стране насчитывалось порядка 30 млн автотранспортных средств, и к концу 2004 года из них полисом было обеспечено только порядка 65% всех автомобилей.

Результаты работы ТОР-10 страховщиков за первый полный год действия ФЗ об ОСАГО (Данные за 2004 год)

   

Страховщик

Сборы по ОСАГО (тыс.руб.) 

 

Доля рынка, %

 1 РОСГОССТРАХ (Объединенные данные по 9 компаниям)  15 470 230,00  45,8
 2 РЕСО-ГАРАНТИЯ  4 881 063,00  14,4
 3  ИНГОССТРАХ  2 799 171,00  8,3
 4 СПАССКИЕ ВОРОТА  1 747 739,00  5,2
 5 СКПО-УРАЛСИБ  1 645 746,00  4,9
 6 ВСК  1 449 440,00  4,3
 7 АЛЬЯНС  1 257 443,00  3,7
 8 МАКС  1 110 469,00  3,3
 9 ЦЮРИХ  1 008 601,00  3,0
 10 АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ  890 576,00  2,6

В этом же 2004 году создана Федеральная служба страхового надзора, которая вплоть до 2011 года являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, а также определен порядок отчетности для страховщиков который заработал в 2005 году, соответственно первые полноценные отчеты можно наблюдать с 2005 года.

Заторможенное развитие рынка ОСАГО можно связать еще с несколькими факторами. Во-первых, это затраты на реализацию закона страховыми компаниями. Страховщикам необходимо было найти финансы на развитие инфраструктуры, дополнительную рекламу и маркетинг, обучение кадров, а также обязательные членские взносы во вновь созданную организацию профессионального объединения страховщиков - Российский союз автостраховщиков (РСА). Во-вторых, закон предусматривал создание глобальной базы данных, как по урегулированию убытков, так и по учету коэффициента бонус-малус, что не особенно вызывало энтузиазм у страховщиков. Это связано, прежде всего, с функционалом единого доступа в базу всех участников системы ОСАГО, что рассматривалось как потенциальная возможность утечки клиентской базы. В-третьих, отсутствовал опыт борьбы с мошенничеством. Желающих улучшить свой доход незаконным путем за счет неразберихи существенно добавилось, в том числе, за счет переквалифицировавшихся «автоподставщиков». В-четвертых, сыграл фактор отношения к нововведению самой исполнительной власти. При утверждении бюджета на 2003 год, при уже подписанном законе, государство не заложило в затраты на обязательное страхование бюджетного транспорта ни копейки.

Несмотря на все страшилки, ОСАГО начало работать. Первые годы пока не было опыта у потребителей в обращении в страховые компании, пока продажи демонстрировали стремительный рост от года к году страховщики не переставали радоваться этому нововведению. Прибыли от «автогражданки» были действительно внушительными. На рынке появлялись все новые игроки. Некоторые компании занимались исключительно ОСАГО. Но выходить на поделенный рынок становилось все труднее - конкуренция усиливалась. Несмотря на то, что система контроля за коэффициентом бонус-малус по сути отсутствовала, доходов от ОСАГО хватало перекрывать потери от неиспользования данного механизма. Желающих урвать столь привлекательный кусок пирога, постоянно прибавлялось. И тут произошел надлом системы, который многие крупные игроки даже сначала не заметили. Мелкие компании стали пытаться захватить долю на рынке за счет перекупки страховых агентов с портфелями. На рынке появились предложения с комиссионным вознаграждением агентам за продажу полиса намного превышающим максимально разрешенный законодательством. Рынок впервые почувствовал нестабильность. Этой ситуацией мгновенно воспользовались мелкие предприниматели и выходцы из крупных страховых компаний, переквалифицировавшись в так называемые «страховые брокеры», которые на самом деле к данному определению мало чем относились. Это по сути были мелкие компании, заключившие агентский договор с несколькими страховщиками, поставив точку продаж в виде ларька на месте, связанным с большим скоплением автомобилей, где полисы ОСАГО продавали «на коленках». Это были такие места, как пункты технического осмотра, пункты регистрации автомобилей, авторынки. К 2008 году размер вознаграждений за продажу полисов достигал 35%, причем некоторые такие посредники работали по схеме изъятия своего процента, сразу передавая страховщику остаток. И, как ни странно, многие соглашались на такие условия. Данные «брокеры» не несли никакой ответственности по страховым событиям и чувствовали себя королями рынка.

Динамика изменений роста страховых выплат 2003-2015

2 * 2 ≠ 4 ?

А теперь немного посчитаем. Что же говорит закон о размерах вознаграждения и максимальных расходах страховщика на ведение дела? Существует размер обязательного отчисления страховщика в РСА - величина данного взноса с каждого полиса составляет 3%. По закону страховщик может пустить на расходы на ведение дела (РВД) не более 20%, причем размер комиссионного вознаграждения, установленный правилами профессиональной деятельности членов, определен не более 10%. Оставшиеся 10% - это расходы на ведение дела: маркетинг, инфраструктура, содержание сети и т.д. Следовательно, если страховщик произвел выплат более 77% (100%-20%-3%) от всего объема собранной премии, то он получает убыток по данной деятельности. А что происходит с 77%? Страховая компания обязана «заморозить» эти денежные средства на страховые резервы, то есть деньги, которые потенциально будут выплачены. В прибыль компании они не идут, точнее не идут сразу, страховщик имеет право с течением времени часть этих средств соотносить на прибыль, причем, чем ближе к окончанию договора, тем большую часть этой суммы он может отнести, при условии, что данный договор был безубыточным. Что же вышло на самом деле? Страховая компания выплачивает 3% в РСА, 10% тратит на РВД, 10% выплачивает агенту официально. И тут появляется НО! Как же выплатить обещанные 35% агенту? Необходимо доплатить еще 25% вознаграждения. Страховщику приходилось заключать договор гражданско-правового характера на оказание неких услуг, как правило, это были услуги информационно-консультационного характера для выплаты повышенного комиссионного вознаграждения. Таким образом, страховщик сразу выплачивает 48% от стоимости полиса, и те же 77% переводит в страховые резервы, в огромной надежде, что не придется выплачивать по страховым событиям более 52%. Надежды не оправдывались, на протяжении действия закона об ОСАГО средний уровень выплат колебался вокруг отметки 60%. Возможно он был бы меньше, если бы работал коэффициент «бонус-малус». Ведь если страхователь попадал в ДТП и был виновником, то, чтобы избежать повышающего коэффициента на следующий год достаточно было просто сменить страховщика, тем самым обновив, а иногда даже продолжив безубыточную страховую историю. Это и стало закладкой той «бомбы с замедленным механизмом», о котором мы говорили ранее. Страховщики получали убытки, некоторые уходили с рынка, но на их место приходили новые. Игроков было так много, что пока обвал нарастал как снежный ком.

Уровень выплат по ОСАГО

Беда не приходит одна

Вслед искусственно созданному институту «паразитических агентов» начала появляться еще одна околостраховая прослойка. Это так называемые «юристы», специализирующиеся на судебных разбирательствах со страховыми компаниями. Почему они появились? В погоне за возможностью хоть как-то сформировать прибыль по ОСАГО или не уйти в «минус» страховщики сами породили этих борцов за интересы потребителей. Почувствовав, что ОСАГО перестало приносить прежний доход, страховые компании не стали платить меньше агентам, они стали урезать страховые выплаты. Это вызвало вереницу недовольных клиентов, обращающихся в суды, у многих клиентов страховых компаний не было времени на судебные тяжбы и они вынуждены были искать представителей по доверенности. Со временем деятельность «автоюристов» разрасталась, они стали перекупать права обращения в суд у уже получивших страховую компенсацию клиентов. Некоторые уговаривали клиентов при наступлении ДТП даже не утруждать себя походом в страховую компанию. Они сразу отправлялись в суд, где за редким исключением все решения производили в пользу потерпевших. Также страховые компании платили огромные компенсации: поначалу страхование подпадало под закон о защите прав потребителей. В некоторых случаях компенсация судебных издержек, пеней и штрафов выходила больше, чем затраты на ремонт авто.

К 2011 году страховых компаний, получивших положительный финансовый результат по ОСАГО, осталось единицы. Страховщики осознали всю серьезность ситуации, начав активное продавливание изменений в законодательство, что у них неплохо получалось. В дело шло все: и активное продавливание через СМИ, и лоббирование интересов через органы законодательного собрания. Возникает логичный вопрос: почему, если ОСАГО так убыточно, страховые компании добровольно не отказывались от лицензии? Все просто, основная мотивация - это репутационные издержки и канал продаж продуктов по добровольному страхованию.

Было решено, просто повышать тарифы нельзя. Необходимо провести ряд преобразований, и на их фоне уже пересматривать тарифные ставки. Первое серьезное нововведение по ОСАГО произошло еще в 2008 году. Увеличили размер страховых сумм, ввели систему прямого урегулирования убытков и «Европротокола». Страховщики настаивали, что они находятся на гране рентабельности, и базовые тарифы необходимо повысить минимум на 20-30%. Каково же было удивление страхового сообщества, когда правительство опубликовало новое постановление о тарифах, в котором существенных изменений базовые ставки не претерпели.

В конце 2011 года весь функционал по контролю и стратегии развития страхового рынка был передан вновь созданному мегарегулятору, основанному на базе Центробанка. Долгожданное для страховщиков повышение тарифов не состоялось. Регулятор заявил, что действующие тарифы пересматривать нет смысла. К слову, до 2011 года базовые ставки ни разу не претерпевали изменения с момента вступления закона в силу. Единственное, что было сделано – это немного подкорректированы некоторые региональные коэффициенты.

 Показатель  2003
 2006 2008   2011  2014  2015
 Базовый тариф на легковое ТС ФЛ  1980  1980  1980  1980  2440/2574  3432/4118
 Базовый тариф на легковое ТС ЮЛ  2375  2375  2375  2375  2926/3087  2573/3087
 Такси  2965  2965  2965  2965  2654/3854  5138/6166
 Коэф.региона - Москва  2  2  2  2  2  2
 Коэф.региона - Белгород  1  1  1  1,3  1,3  1,3
 Коэф.региона - село в Белг.обл.  0,6/0,4  0,5  0,65  0,8  0,8  0,8

К этому моменту уже случилось несколько громких банкротств страховщиков, специализирующихся на «автогражданке». Рынок был в шоке, а ЦБ занял выжидательную позицию. Позиция мегарегулятора была аналогичная 2008 году – сначала коренные преобразования, затем пересмотр тарифов. Вообще, за время деятельности Банка России в роли регулятора страхового рынка количество компаний, занимающихся ОСАГО уменьшилось больше чем на треть.

Первым забил тревогу «Росгосстрах»: доля ОСАГО в портфеле компании приближалась к 50%, а доля рынка составляла более 30%. В начале 2013 года компания аннулирует все договоры со страховыми посредниками и уменьшает комиссию для собственной агентской сети. Это было настолько неожиданно, что конкуренты сначала просто не поверили в происходящее. Вторым крупным страховщиком, принявшим такое непростое решение, был «Ингосстрах». Следующим шагом было требование к собственной агентской сети работать с кросс-продажами. То есть, если агент к полису ОСАГО не продавал страховку от несчастного случая или жилья, то комиссионное вознаграждение агента равнялось нулю. Если клиент настаивал на заключении договора без дополнительных страховых продуктов, то могли возникнуть ситуации, связанные с «зависанием» базы или отсутствием бланков полисов, некоторых записывали на осмотр ТС и т.д. К концу первого полугодия 2013 года основные игроки на рынке ОСАГО почувствовали нестабильность ситуации: сборы по ОСАГО незапланированно выросли на порядок. Началось так называемое «великое переселение» страхователей. Клиенты, не желавшие покупать вместе с ОСАГО дополнительные страховки, переходили в другие компании. Весь рынок начало лихорадить. Осознав, что загоняют себя в долговую ловушку, практически все страховщики начали отказывать в заключении договора, создавать огромные очереди, а некоторые, как, например, «Ингосстрах», перерегистрировали свои представительства из региональных центров в деревни и поселки - лишь бы страхователи не добрались. В Центробанк и ФАС начали поступать жалобы, социальное недовольство нарастало. Власти поняли, что необходимо договариваться. И в 2014 году выходят революционные новые тарифы. Банк России вводит новой принцип тарификации – ценовой коридор. То есть теперь базовый тариф был не единым для всех участников рынка, а мог определяться страховщиком, исходя из экономической целесообразности, но в пределах установленного коридора. Взамен было также утверждено большое количество изменений. Основными были довольно существенное изменение в сторону увеличения страховой суммы по выплате, привязка страхователя к своей страховой компании при выплате, ввод в действие автоматизированной системы страховой истории, претензионный порядок урегулирования претензий. Также одним из серьезнейших нововведений стало утверждение единой методики оценки восстановительной стоимости ремонта при урегулировании по ОСАГО.

К сожалению, эти меры были введены несвоевременны, яма, в которой оказалось страховое сообщество, была глубже, чем думали чиновники. Ситуация практически не поменялась, тарифы повысились недостаточно, ведь это было первое реальное повышение за 11 лет! Для сравнения: по статистике к моменту первого повышения базовых ставок в 2014 году, цены на бензин с момента принятия закона об ОСАГО выросли больше чем в три раза (рост 324%), величина прожиточного минимума выросла в три с половиной раза (345%), среднедушевые доходы населения выросли более чем в пять раз (537%), а средняя стоимость ОСАГО выросла чуть более полутора раз (165%). Трудности, связанные с получением полиса ОСАГО, остались. Почему же так произошло, ведь обязательный претензионный порядок урегулирования в комплексе с единой методикой оценки должны были «похоронить» деятельность «автоюристов»? Ответ прост – сложившаяся судебная практика. Ситуация приняла просто комичный поворот. «Автоюрист» покупает право обращаться от имени пострадавшего в суд (заключает договор переуступки требований – договор цессии). Как правило, у данных юристов есть оценщик, который дает заключение в полтора раза завышенное чем реальный расчет ремонта, формально направляется письмо в страховую компанию с неполным пакетом документов, чтобы как можно сильнее затянуть сроки рассмотрения, и обращаются в суд. Весь этот процесс полностью лишен участия самого страховщика. Суд признает оценку надлежащей и,несмотря на нарушения процедуры, установленной законодательством, обязывает страховщика произвести выплату. Причём выплату, с заложенным интересом автоюриста. Получается, что суды становятся на сторону пострадавшего, и не принимают во внимание нововведения, которые разрабатывались для нормализации ситуации.

Почему же пострадавший почти всегда недоволен выплатой? Это происходит в большинстве своем не из-за злого умысла страховщиков, а из-за требований законодательства. Эти требования гласят, что выплата должна производиться из расчета не стоимости затрат на восстановительный ремонт (новая запчасть вместо старой), а затрат по прямому ущербу (стоимость новой запчасти с учетом износа). Ведь ситуации могут доходить до абсурда. Например попадает в ДТП ВАЗ2106 1990-го года выпуска, рыночная стоимость которого 20 тысяч рублей. Восстановительный ремонт такого транспорта может доходить до уровня в несколько раз превышающий стоимость данного авто. Страховщику легче выкупить этот автомобиль, нежели ремонтировать его, но владелец может и не согласиться. Для избежания таких ситуаций и были высчитаны тарифы, учитывающие выплату, скорректированную именно на износ транспортного средства. В иной ситуации тарифы были бы в два раза выше. То есть, при выплате по ОСАГО на поддержанный автомобиль, в большинстве случаев расчет затрат по оценке будет меньше, чем необходимо затратить на реальный ремонт. Этим непониманием, или нежеланием понимать, и объясняется деятельность «автоюристов», которые распространяют мнение, что страховщики недоплачивают и обманывают своих клиентов.

Средняя стоимость полиса ОСАГО

В мае 2015 года мегарегулятор принимает беспрецедентное решение. Центробанк ограничивает на 10 дней лицензию по ОСАГО у крупнейшего страховщика – «Росгосстраха». Это был публичный посыл всему рынку о том, что если продолжится ситуация с очередями и навязыванием услуг – у страховщиков будут проблемы. По непроверенным данным несколько крупнейших игроков поставили регулятору ультиматум: если тарифы не повысятся, они сдадут лицензии, тем самым обрушат систему. Однако тарифы были изменены.

Сравнение рост курс доллара бензин

Кто виноват и что делать?

Потребители винят страховщиков в сверхприбылях, страховщики винят государство в отсутствии четкой обоснованной экономической политики по ОСАГО, государственные органы, в свою очередь, стараются не делать никаких резких шагов. Ведь с точки зрения здравой логики, если бы ОСАГО было прибыльным видом страховой деятельности, то вряд ли бы адекватный бизнес отказывался от клиентов. Примером может служить такой же обязательный вид, как страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов, где идет жесточайшая конкуренция за каждого клиента. Виновных назначать, а потом «поласкать» их – в нашем менталитете, но, во-первых, это не сильно поможет в разрешении проблемы, а во-вторых, необходимо учитывать, что у каждого существует своя объективная позиция. Выход из кризиса такой страховой отрасли как ОСАГО, вряд ли возможен путем принятия половинчатых решений. Бесконечное поднятие тарифов - это не выход. Здесь необходимы структурные и системные решения, причем не только в страховой сфере. Корректировка законодательства с учетом мнения всех участников процесса, контроль деятельности страховщиков, унификация процесса урегулирования страховых претензий, максимальное исключение из процесса страховых отношений посредников, изменение процессуального судебного делопроизводства и многое другое. В принципе, проблема уже зашла на такой уровень, что обратила на себя внимание главы государства. Не так давно Президент дал поручение правительству разработать ряд мер по снижению напряженности в этой сфере. Надеемся, что данные меры не станут опять половинчатыми. Основным изменением, которое сейчас ожидает рынок, скорее всего станет переход на систему натуральной выплаты, смысл которого исключить деньги из процесса урегулирования, оставив расчеты только между страховщиком и СТО.



Марина Павлова



Возврат к списку


Добавить комментарий

Текст сообщения*
 

Финансовые консультации

Беленко Андрей Николаевич

Беленко Андрей Николаевич

Тема: Финансовая грамотность

Талащенко Анна

Талащенко Анна

Тема: Страхование физических лиц

Belfinance.ru рекомендует