центр межфинансовых отношений
Дата: 14 Декабря 2019 г.
Курсы валют:<< >>
 

Опрос

  1. Считаете ли Вы инструмент страхования эффективной мерой защиты от рисков? Готовы ли Вы выделять расходы на страхование?

Вакансии

О проекте

Беленко Андрей Николаевич

Беленко Андрей Николаевич

Беленко Андрей Николаевич

Управляющий Отделением по Белгородской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу

Тема: Финансовая грамотность

Вопрос:

В какие сроки необходимо представить документы для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг? Нужно ли представлять отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, если эмитентом не размещена ни одна ценная бумага выпуска?

Ответ:

Добрый день!

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) завершающим этапом процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг является государственная регистрация отчета об итогах выпуска (или дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

В соответствии с п. 1 и 7 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг и п. 8.1 Положения Банка России от 11.08.2014 № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее — Положение)отчет или уведомление представляются эмитентом в Банк России или уполномоченное территориальное учреждение Банка России не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг. А в случае, если все ценные бумаги были размещены до истечения этого срока, – не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги этого выпуска.

Данное требование Закона о рынке ценных бумаг и указанного Положения распространяется и на те случаи, когда эмитент отказался от размещения выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг либо по окончании срока размещения не разместил ни одной ценной бумаги.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, установлен Положением.

Чтобы исключить ошибки при подготовке документов, следует ознакомиться со списком наиболее часто выявляемых ошибок, размещенных на официальном сайте Банка России в Интернете: www.cbr.ru в разделе «Финансовые рынки/ Эмиссия ценных бумаг, корпоративное управление и раскрытие информации эмитентами/ Перечень часто выявляемых нарушений/ Перечень ошибок, наиболее часто выявляемых при рассмотрении эмиссионных документов/ Ошибки, выявляемые при рассмотрении документов, представленных для государственной регистрации выпуска дополнительного выпуска (отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (способ размещения – подписка)». В этом разделе смотрите п. 2: «Замечания по комплектности документов, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг».

Непредставление или несвоевременное представление документов для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг является основанием для привлечения лица к административной ответственности в соответствии со ст. 15.17 КоАП РФ.

Беленко Андрей Николаевич

Вопрос:

Акционерное общество зарегистрировано неделю назад. Я единственный акционер. Уставный капитал я пока не оплатил. По уставу совет директоров предусмотрен. Хочу его сформировать. Могу ли я сейчас принять такое решение?

Ответ:

Добрый день!

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества.
Так как уставный капитал общества в данный момент не оплачен, прежде всего, вам следует обратиться к уставу общества. Если устав общества предусматривает, что акция предоставляет право голоса до момента ее полной оплаты, то вы можете принять решение о формировании совета директоров.

Если же в уставе общества отсутствует положение о предоставлении неоплаченной акцией права голоса или прямо указано, что акция не предоставляет право голоса до момента ее полной оплаты, то сначала необходимо оплатить уставный капитал общества в размере, позволяющем вам как единственному акционеру реализовать право голоса при принятии решения о формировании совета директоров. Затем может быть принято решение о формировании совета директоров.

Вместе с тем следует учитывать требования абз. 1 п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах», согласно которым акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. При этом не менее 50 % акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества.

Беленко Андрей Николаевич

Вопрос:

Как получить выписку из реестра эмиссионных ценных бумаг?

Ответ:

Добрый день!

Информация, содержащаяся в реестре эмиссионных ценных бумаг, предоставляется Банком России по запросу эмитента эмиссионных ценных бумаг или его правопреемника. Это может быть выписка из Реестра или справка об отсутствии запрашиваемой информации.

Запрос составляется эмитентом или его правопреемником в свободной форме с указанием реквизитов (наименование общества, ИНН, ОГРН), чтобы возможно было идентифицировать общество. Запрос направляется в Банк России или территориальное учреждение Банка России в соответствии с Указанием Банка России от 03.08.2017 № 4477-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 11 августа 2014 года № 428-П „О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг“».

Выписка из реестра или справка об отсутствии запрашиваемой информации направляются Банком России или его территориальным учреждением Банка России эмитенту или его правопреемнику в течение пяти рабочих дней после получения соответствующего запроса.
Кроме этого, на официальном сайте Банка России открыт доступ к тестовой версии реестра эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями. Найти его можно в разделе «Финансовые рынки», подразделе «Сведения из реестра эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями».

С помощью данного сервиса любое заинтересованное лицо (эмитент, его правопреемник, акционер, инвестор, участник рынка ценных бумаг и др.) может получить актуальную выписку из реестра в электронном виде. Поиск эмитента возможен по следующим реквизитам: наименование, уникальный код эмитента, ИНН и ОГРН.

Реестр регулярно обновляется на системной основе. По электронной почте: reestr@cbr.ru принимаются предложения для уточнения сведений, содержащихся в Реестре.

Беленко Андрей Николаевич

Вопрос:

В каких случаях акционерное общество является публичным или непубличным, и какое из данных понятий необходимо включить в его наименование?

Ответ:

Добрый день!

В связи с изменениями Гражданского кодекса РФ (с 1 января 2014 г.) были исключены понятия «открытое» и «закрытое» акционерное общество и введены новые — «публичное» и «непубличное» (ст. 66.3 ГК РФ).

Общества обязаны привести наименования в соответствие с новыми положениями ГК РФ. Необходимо внести изменения в устав ЗАО и ОАО, сменив наименование на АО (для непубличных) или ПАО (для публичных).

Согласно ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Общества, которые не отвечают данным признакам, признаются непубличными.

Публичным обращением ценных бумаг является предложение их неограниченному кругу лиц. Условием публичного обращения акций является регистрация плана приватизации, являющегося проспектом эмиссии ценных бумаг.

Если план приватизации предусматривал свободную продажу части обыкновенных и привилегированных акций типа Б неограниченному кругу лиц, например, на аукционе или конкурсе (торгах), и свободная продажа обыкновенных акций состоялась, то общество будет считаться публичным.

Если у общества отсутствуют документы о реализации акций, общество может обратиться с запросом, например, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и (или) Государственный архив РФ.

Вместе с тем продажа только привилегированных акций типа «Б» не влечет возникновение признаков публичности. Те же принципы применимы и к проводимому в открытой форме инвестиционному конкурсу (торгам), за исключением ситуации, когда по условиям такого конкурса победителем конкурса (торгов) стало одно юридическое или физическое лицо: в таком случае общество является непубличным.

Если речь идет о предусмотренном планом приватизации инвестиционном конкурсе (торгах), круг участников которого ограничен (например, среди производителей сельскохозяйственной продукции), то такие способы отчуждения акций не будут считаться публичным обращением, следовательно, общество является непубличным.

Важно отметить, что, вне зависимости от наименования, при соответствии общества признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, оно признается публичным. К обществу, не обладающему признаками публичности, но назвавшему себя «публичное», будут применяться требования, установленные законодательством для публичного акционерного общества.

Обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых акционерное общество относится к непубличным:
– распределение акций среди учредителей и (или) приобретение единственным учредителем и иные способы приобретения акций ограниченным кругом лиц;
– на 1 сентября 2014 г. акционерное общество являлось «закрытым акционерным обществом»;
– акции, которые ранее публично размещались или публично обращались, были погашены;
– вступило в силу полученное эмитентом решение Банка России об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Вместе с тем, если после получения указанного освобождения зарегистрирован проспект ценных бумаг или дополнительный выпуск, способ размещения которого позволяет определить общество как публичное (например, открытая подписка), то освобождение утрачивает силу.

Если ни один из указанных признаков не относится к акционерному обществу, то в случае возникновения трудностей и невозможности самостоятельно определить к какому — публичному или непубличному относится общество, оно имеет право обратиться в Банк России (его территориальное учреждение) с соответствующим запросом.

Беленко Андрей Николаевич

Вопрос:

Существует ли информация, которую эмитенты вправе раскрывать в ограниченном объеме? И должны ли они сообщать об этом Банку России?

Ответ:

Добрый день!

Перечень информации, которую эмитенты могут не раскрывать, а также случаи, при которых раскрытие информации может быть ограничено, определены постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 400 «Об особенностях раскрытия и предоставления информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона „Об акционерных обществах“и Федерального закона „О рынке ценных бумаг“» (далее — Постановление), вступившим в силу с 20 апреля 2019 г.

Указанный перечень состоит из 18 пунктов и включает в себя так называемую чувствительную информацию, раскрытие которой может повлечь в том числе расширение санкционных списков за счет введения санкций в отношении контрагентов (партнеров) российских организаций, включенных в такие списки.

Так, эмитентам предоставлено право не раскрывать следующую информацию:

– о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, заместителях единоличного исполнительного органа, главном бухгалтере эмитента и его заместителях, руководителях и главных бухгалтерах филиалов эмитента;
– о лицах, входящих в состав органов контроля над финансово-хозяйственной деятельностью эмитента (например, членах ревизионной комиссии эмитента);
– о сделках, совершенных эмитентом, его контролирующими, а также подконтрольными лицами;
– о банковских группах, банковских холдингах, холдингах и ассоциациях, в которые входит эмитент, и его членах;
– об аффилированных лицах эмитента;
о подконтрольных эмитенту организациях и лицах, входящих в состав их органов управления, лицах, контролирующих эмитента, и лицах, входящих в состав их органов управления;
– об акционерах эмитента;
– о лицах, контролирующих акционеров эмитента;
– о номинальных держателях ценных бумаг эмитента;
– о партнерах эмитента по хозяйственной деятельности;
– о дочерних организациях эмитента (группы эмитента);
– о финансовых вложениях эмитента;
– о принимаемых эмитентом рисках и их оценке;
– о корпоративных спорах;
– о контрагентах эмитента, в том числе об их географической и отраслевой структуре.

Также кредитные организации имеют право не раскрывать некоторые сведения в установленных Постановлением случаях.

Право не раскрывать указанные сведения предоставлено, если:

– раскрытие информации о лице, в отношении которого действуют меры ограничительного характера иностранного государства, может способствовать введению западных ограничений против самого эмитента или других лиц;
– эмитент сам находится под санкциями;
– должна быть раскрыта информация в отношении кредитной организации, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;
– подлежащая публикации информация касается сделки, связанной с выполнением государственного оборонного заказа и реализацией военно-технического сотрудничества;
– информация касается работника либо члена органа управления лица, находящегося под санкциями, либо кредитной организации, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе».

Эмитентам стоит иметь в виду, что действующим законодательством РФ не предусмотрено право на полный отказ от раскрытия информации, установленной федеральными законами от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Они вправе ограничивать только состав и (или) объем раскрываемой информации согласно перечню, утвержденному Правительством РФ.

При этом эмитент с целью исполнения требований п. 2.13 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» при опубликовании на странице в Интернете, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, документа, в котором ограничивается объем и (или) состав раскрываемой им информации, должен указать основание, в силу которого какая-либо информация не раскрыта либо ограничен ее состав и (или) объем.

Важно также отметить, что введение эмитентом таких ограничений допускается только при условии направления в Банк России либо его территориальное учреждение уведомления, содержащего информацию, которая не раскрывается, в сроки, установленные для ее раскрытия и (или) предоставления. С 28 декабря 2018 г. такое уведомление должно направляться эмитентом каждый раз, когда эмитент ограничивает состав и (или) объем раскрываемой им информации.

Требования к форме и порядку направления уведомлений установлены Указанием Банка России от 21.03.2019 № 5096-У «О форме и порядке направления эмитентами в Банк России уведомления, содержащего информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется», вступившим в силу с 7 июня 2019 г. К уведомлению, направляемому на бумажном носителе, должен быть приложен электронный носитель, содержащий текст уведомления.

В Центральном федеральном округе данные уведомления направляются в:
– Департамент корпоративных отношений Банка России — эмитентами, включенными в Список эмитентов, регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, проспектов ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг которых, а также контроль в сфере корпоративных отношений и раскрытия информации за которыми осуществляются Департаментом корпоративных отношений, утвержденный приказом Банка России от 20.05.2019 № ОД-1141, а также эмитентами, являющимися кредитными организациями;
– Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу — эмитентами, местом нахождения которых является Москва и Московская область;
– отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу — эмитентами, местом нахождения которых является Центральный федеральный округ, кроме Москвы и Московской области.


Беленко Андрей Николаевич

Вопрос:

Добрый день! Пожалуйста, расскажите, как защититься от телефонных мошенников? Как их распознать? И что делать, если все-таки попался на их "удочку"?

Ответ:

Добрый день!

Технологии обмана, к сожалению, становятся все более изощрёнными. Граждане жалуются, что они получают звонки от мошенников, которые представляются сотрудниками банков. Причем на определителе номера у потенциальной жертвы высвечивается официальный телефон службы поддержки . Люди часто заносят их в телефонные справочники. А потому относятся с доверием, когда видят на экране, что им звонит представитель банка. Дело в том, что мошенники научились подделывать телефонные номера. Они используют для этого специальное программное обеспечение и маскируют свой номер под официальный телефон банка.
Кроме того, из различных источников получают персональные данные своих потенциальных жертв. Кладезь информации о нашей частной жизни – наши аккаунты в социальных сетях. Активно используется и технология фишинга, когда создаются поддельные сайты популярных интернет-сервисов, на которых требуется сообщить персональную информацию. Поэтому не удивляйтесь, если псевдо-сотрудник банка обратится к вам по имени-отчеству, назовет ваш номер карты и даже срок ее действия.

На самом же деле ни определившийся номер, ни осведомленность собеседника не гарантируют, что на другом конце провода действительно представитель банка. Скорее наоборот, излишняя убедительность и нарочитая информированность звонящего – первое, что должно насторожить.


Чаще всего звонящие от имени банка представляются службой безопасности кредитного учреждения. Сообщают о подозрительной операции, которая требует неотложных действий со стороны клиента. Создается стрессовая ситуация, в которой человеку сложно мыслить критически.
Как правило, обманщики звонят поздно вечером или рано утром, в выходной день, когда человек спит или отдыхает и ему сложно сосредоточиться.
Мошенники хорошо знакомы с психологией, говорят быстро и уверенно, оперируют профессиональными терминами, мало понятными простому обывателю. Могут даже воспроизводить звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра.
«Клиента» торопят и запугивают, что случится что-то непоправимое, давят на эмоции, угрожают, что деньги с карты немедленно уйдут мошенникам, если не предпринять срочных мер.

Предлагают заблокировать карты, сменить пароли. Под предлогом заботы о сохранности средств мошенники выманивают конфиденциальные данные. Иногда просят ввести на телефоне код для совершения некой операции. Могут спрашивать коды из СМС, ПИН-код, личные данные, реквизиты карты или секретный код на обороте.
Все эти действия направлены на то, чтобы получить доступ к вашему счету и в конечном итоге списать с него деньги.
Помните, доступ к конфиденциальным данным – это ключ к вашим финансам. Владея этой информацией, можно списать все деньги со счета в считанные секунды.


Банковский служащий никогда не будет спрашивать у вас персональные данные. У банков есть вся информация о вас и вашем счете. Что касается поведения во время телефонного разговора, то главное правило сводится к тому, что не надо паниковать и совершать поспешных действий. Если звонят, чтобы о чем-то вас информировать и не требуют ничего делать, просто примите информацию к сведению.
Если же поступает тревожный сигнал, что с вашим счетом что-то не так и есть угроза сохранности ваших денег, то возьмите себя в руки и следуйте простым правилам:
- Не поддавайтесь на провокации и не спешите, даже если звонящий заявляет о критической ситуации. Настоящий сотрудник банка никогда не станет торопить вас с принятием решений и нагнетать ситуацию.
- Попросите звонящего представиться, уточните структурное подразделение и сообщите, что вы сами перезвоните в банк. Скорее всего, у мошенника будет на этот случай заготовлена очередная уловка, чтобы заставить вас остаться на линии. Чем более настойчив будет собеседник, тем решительнее должны быть и вы в своем желании закончить разговор. Это вполне можно сделать деликатно, без проявления эмоций и раздражительности.
- Не перезванивайте на входящий номер, даже если он кажется вам корректным, чтобы вновь не попасть на линию к мошенникам. Наберите по телефону горячей линии, указанному на обороте вашей платежной карты. Уточните в банке, действительно ли имеют место неприятные для вас события. Скорее всего, выяснится, что все в порядке.
И, самое главное - ни под каким предлогом не сообщайте по телефону коды из СМС, ПИН-код, личные данные, реквизиты карты и секретный код на обороте. Называть проверочное (кодовое) слово можно только если вы сами позвонили в банк.


Если с вашей карты вдруг прошло несанкционированное списание, то как можно скорее позвоните в банк, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
Далее следует обратиться в отделение банка лично и попросить выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой о приеме.
Важно помнить, что по закону банки должны возвращать средства, если хищение произошло не по вине клиента, и он вовремя оповестил о произошедшем.
Также необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении. По данным Банка России только каждый двадцатый пострадавший от несанкционированных операций с платежными картами обращается в полицию. Психологи говорят, что жертвам обмана стыдно признаваться в собственной наивности, когда они по собственной воле сообщили мошенникам персональные данные.
Но обратиться в полицию все же необходимо. Чем больше будет база данных у правоохранителей, тем проще им будет вычислять злоумышленников и привлекать их к ответственности.

С уважением,

Беленко Андрей Николаевич

Вопрос:

Что такое ипотечные каникулы? Кто имеет право ими воспользоваться? И какие документы необходимо собрать?

Ответ:

Добрый день!

Ипотечные каникулы – это нововведение в законодательстве, позволяющее гражданам в трудной жизненной ситуации получить отсрочку по выплате ипотечного кредита. «Каникулами» называется льготный период, в который заемщик может либо совсем приостановить платежи, либо уменьшить их размер. Максимальная продолжительность каникул составляет 6 месяцев.

Ответ на вопрос, для чего введена эта норма, очевиден. Это защита людей, которые обременены долгосрочными обязательствами перед кредитными организациями и временно оказались неплатежеспособными. Жизнь непредсказуема, и, беря ипотеку на 20 лет, мы едва ли можем гарантировать свою финансовую стабильность на всем протяжении срока действия договора. Часто эти риски оказываются сдерживающим фактором для тех, кто не может решиться приобрести жилье в кредит. Новый закон направлен на то, чтобы люди смелее брали ипотеку, не опасаясь в случае потери работы или длительной болезни загнать себя в долговую яму.

Правом на ипотечные каникулы могут воспользоваться потерявшие работу или признанные нетрудоспособными более двух месяцев подряд. Также основанием является признание заемщика инвалидом I или II группы; снижение его среднемесячного дохода более чем на 30% - при этом размер выплат по кредиту должен превышать 50% дохода. Если родился ребенок, то также можно запросить у банка льготный период по выплате ипотеки при условии, что среднемесячный доход снизился более чем на 20%, а размер среднемесячных выплат по кредиту превышает 40% дохода.

Следует помнить, что ипотечные каникулы можно попросить только один раз и только в том случае, если приобретенное за средства кредита жилье является единственным для заемщика. Сумма кредита при этом не должна превышать 15 млн рублей.

По окончании льготного периода заемщик возобновляет платежи на первоначальных условиях. Размер ежемесячных платежей остается неизменным, периодичность тоже. А вот срок возврата кредита продлевается на время ипотечных каникул. То есть те платежи, которые не были уплачены в течение льготного периода, переносятся на конец срока кредитного договора.

Важно, что во время каникул на заложенное имущество не может быть обращено взыскание. Стоит также помнить, что на период отсрочки платежей продолжают начисляться проценты на остаток задолженности. Поэтому чем короче будут каникулы, тем лучше для заемщика.

Сроки рассмотрения заявлений об ипотечных каникулах предельно сжаты. Кредитор обязан принять решение в течение 5 рабочих дней.
Банк вправе запросить у заемщика документы, которые подтверждают возникшие финансовые трудности. В зависимости от наступившего случая это может быть регистрация в качестве безработного, справка о доходах, больничный лист или свидетельство о рождении ребенка.

После вступления в силу закона банкам предписано включать возможность предоставления каникул во все договоры ипотеки. Но важно подчеркнуть, что право на отсрочку платежей получают не только новые заемщики, но и те, кто имеет на руках действующие договоры, независимо от даты их заключения.
Пользователям льготного периода не стоит опасаться за свою кредитную историю. Льготный период – это не нарушение обязательств перед кредиторами и на репутации заемщика отражаться не будет.

С уважением,

Беленко Андрей Николаевич

Вопрос:

Официальные источники заявляют, что инфляция в Белгородской области составляет около 4%. Приходя в магазин, я вижу, что продукты, которые я покупаю постоянно, становятся дороже чуть ли не каждую неделю. Увеличилась и стоимость коммунальных услуг. Прикинул разницу с прошлым годом, у меня никак не выходит 4%, получается намного больше. Почему официальная инфляция отличается от моей, реальной?

Ответ:

Добрый день, Владимир! Спасибо за вопрос.

Показатель инфляции отражает, на сколько за определенный период времени подорожал определенный набор товаров и услуг. Важно понимать, что снижение инфляции – это не снижение цен, а показатель замедления их роста. То есть если мы говорим, что инфляция замедлилась, то цены всё равно продолжают расти, но делают это медленнее.

Как же рассчитывается официальная инфляция? Росстат учитывает стоимость стандартной потребительской корзины, в которую входит более 500 товаров и услуг – практически все, что нужно домохозяйству. Какие именно товары и услуги и в каком количестве должны входить в состав корзины, статистика определяет исходя из расходов «типового» домохозяйства. Для расчета стоимости потребительской корзины берутся средние цены по рынку. Официальная инфляция показывает, на сколько меняется стоимость этой стандартной корзины за определенный период. При этом цены на одни товары в корзине растут, а на другие могут снижаться. Например, в Белгородской области сахар подорожал в декабре на 30,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а свежие помидоры подешевели на 32,5% в годовом выражении.

Если официальная инфляция снижается, а вы этого не чувствуете, есть несколько вполне очевидных причин. Во-первых, ваша потребительская корзина может отличаться от среднестатистической. Скорее всего, ваш личный набор продуктов, вещей и услуг отличается от стандартного. Если вы, например, вегетарианец, то покупаете больше овощей, фруктов и круп, но вам не нужно мясо, которое также учитывается в потребительской корзине.

Во-вторых, об инфляции в целом нельзя судить по изменению цен на один товар. Инфляция – суммарный индекс. Стоимость отдельных продуктов может меняться, но если доля этих покупок в корзине мала, на инфляцию это повлияет незначительно. Например, пшено в декабре 2018 года по сравнению с декабрем 2017 года подорожало более чем в 2 раза, но при этом вес этого товара в потребительской корзине незначителен и составляет 0,028%.

И в-третьих. Всё дело в восприятии. Личная инфляция – это обычно не точный расчет, а то, как мы воспринимаем цены. Психологически рост цен обычно запоминается нами сильнее.

Если мы постоянно покупаем конкретный товар, то запоминаем, когда цены на него выросли. Более того, даже если этот товар сам по себе не очень дорог, стоимость его составляет лишь малую долю нашей корзины, все равно мы воспринимаем это как резкий рост цен на всё.

К слову, то, как мы воспринимаем инфляцию и какой рост цен предполагаем, имеет большое значение для инфляции.

Цель Банка России – поддержание инфляции на стабильно низком уровне около 4%. Но чтобы инфляционные ожидания в конечном счете сошлись к цели в 4%, требуется не только закрепление инфляции вблизи этого уровня, но и уменьшение разброса инфляции по отдельным товарам. Мы рассчитываем, что по мере того, как общий уровень инфляции будет стабилизироваться, колебание цен на большинстве рынков товаров и услуг будет постепенно уменьшаться просто в силу того, что и производители, и потребители привыкнут к предсказуемости изменения цен. Для этого важно, чтобы сформировались понимание и уверенность всех участников экономики, что инфляция может оставаться устойчиво низкой. В результате уменьшения разброса цен по разным товарам и ваша личная инфляция приблизится к общероссийскому уровню.

С уважением,


Беленко Андрей Николаевич

Вопрос:

Мне звонят люди, которые представляются сотрудниками микрофинансовой организации, и требуют, чтоб я вернул долг. А я никогда денег не занимал в МФО, даже не обращался. Можно ли избавиться от необоснованных требований?

Ответ:

В том случае, когда вы не заключали договор займа и денежные средства в МФО не получали, вероятнее всего, вашими паспортными данными воспользовались мошенники и обманным путем получили деньги от вашего имени. В первую очередь, чтобы разобраться в ситуации, обратитесь с заявлением о проведении проверкив МФО, которая требует от вас вернуть долг. Также необходимо направить жалобу в Банк России (например, через интернет-приемную на сайтеwww.cbr.ru) и в Федеральную службу судебных приставов.

По статистике за I полугодие 2018 года около 10% жалоб граждан в БанкРоссии,касавшихся МФО, были связаны с оспариванием факта заключения договора (мошенничество, в том числе исправление/оспаривание кредитной истории при наличии в ней недостоверных данных).

Получив схожее обращение от гражданина, Банк России выяснял все обстоятельства и взаимодействовал с микрофинансовой организацией.

Если речь шла действительно об МФО, а не о нелегальном кредиторе, то МФО проводила свою проверку. После чего она аннулировала действие договора займа, а также обращалась в правоохранительные органы. Пострадавшему микрофинансовая организация направляла письмо с разъяснениями ситуации и извинениями.

Обращаю внимание, чтопривлечение к уголовной ответственности мошенников, нелегальных кредиторов, относится к компетенции правоохранительных органов, поэтому в подобных ситуацияхнужно незамедлительно обратиться с заявлением в полицию.

С уважением,

Беленко Андрей Николаевич

Вопрос:

В последнее время часто поднимается тема финансового омбудсмена. Какими полномочиями он будет обладать, и какие вопросы будут лежать в поле его рассмотрения?

Ответ:

Добрый день!

Чаще всего белгородцы жалуются в Банк России по вопросам так или иначе связанным с ОСАГО. Только в мае 2018 года из 188 обращений 99 отнесены к вопросам регулирования в сфере ОСАГО. Во многих регионах нашей страны складывается подобная картина. Не удивительно, что в первую очередь по закону обязанность исполнять решения финомбудсмена вводится для страховых организаций: в сфере ОСАГО с 1 июня 2019 года, в части остальных видов страхования – с 28 ноября 2019 года. Позже такая обязанность появится и для остальных участников финансового рынка: микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов, банков.

Введение механизма досудебного рассмотрения споров ограничит возможности посредников на рынке ОСАГО, специализирующихся на спорах в случае ДТП. Суды не будут браться за имущественные споры по ОСАГО без результатов рассмотрения спора финомбудсменом. Решение финансового уполномоченного будет оформлено в виде документа, который по действенности приравнивается к исполнительному судебному листу.

Обращаться к уполномоченному можно будет только после попытки самостоятельно урегулировать спор с фининститутом и только до подачи иска в суд. Пострадавший в ДТП сначала обращается к страховщику за выплатой по договору ОСАГО. Если ответ его не устроит, он должен направить претензию страховой компании. Если даже после этого спор останется не урегулированным, тогда потребитель финансовой услуги может обратиться к финансовому уполномоченному.

Подать обращение омбудсмену можно будет в электронном виде, в том числе через портал «Госуслуги», и через МФЦ. Лимит заявляемых гражданами требований в рамках одного спора – 500 тысяч рублей.

Финансовые организации могут начать работу с финансовым уполномоченным в добровольном порядке через 90 дней после вступления в силу закона, то есть уже в начале декабря текущего года. Добровольное досрочное присоединение приветствуется и будет учитываться при поведенческом надзоре Банка России.

С уважением,

Беленко Андрей Николаевич

Задать вопрос

Имя*
E-mail*

Ваш email не будет опубликован, на него будет отправлено уведомление о получении ответа эксперта

Вопрос*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*

Финансовые консультации

Талащенко Анна

Талащенко Анна

Тема: Страхование физических лиц

Беленко Андрей Николаевич

Беленко Андрей Николаевич

Тема: Финансовая грамотность

Belfinance.ru рекомендует