центр межфинансовых отношений
Дата: 25 апреля 2024 г.
Курсы валют: $92.5058€98.9118
 

Опрос

  1. Считаете ли Вы инструмент страхования эффективной мерой защиты от рисков? Готовы ли Вы выделять расходы на страхование?

Вакансии

Беленко Андрей Николаевич

Вопрос

Беленко Андрей Николаевич

Беленко Андрей Николаевич

Управляющий Отделением по Белгородской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу

Тема: Финансовая грамотность

Вопрос:

Добрый день! Пожалуйста, расскажите, как защититься от телефонных мошенников? Как их распознать? И что делать, если все-таки попался на их "удочку"?

Ответ:

Добрый день!

Технологии обмана, к сожалению, становятся все более изощрёнными. Граждане жалуются, что они получают звонки от мошенников, которые представляются сотрудниками банков. Причем на определителе номера у потенциальной жертвы высвечивается официальный телефон службы поддержки . Люди часто заносят их в телефонные справочники. А потому относятся с доверием, когда видят на экране, что им звонит представитель банка. Дело в том, что мошенники научились подделывать телефонные номера. Они используют для этого специальное программное обеспечение и маскируют свой номер под официальный телефон банка.
Кроме того, из различных источников получают персональные данные своих потенциальных жертв. Кладезь информации о нашей частной жизни – наши аккаунты в социальных сетях. Активно используется и технология фишинга, когда создаются поддельные сайты популярных интернет-сервисов, на которых требуется сообщить персональную информацию. Поэтому не удивляйтесь, если псевдо-сотрудник банка обратится к вам по имени-отчеству, назовет ваш номер карты и даже срок ее действия.

На самом же деле ни определившийся номер, ни осведомленность собеседника не гарантируют, что на другом конце провода действительно представитель банка. Скорее наоборот, излишняя убедительность и нарочитая информированность звонящего – первое, что должно насторожить.


Чаще всего звонящие от имени банка представляются службой безопасности кредитного учреждения. Сообщают о подозрительной операции, которая требует неотложных действий со стороны клиента. Создается стрессовая ситуация, в которой человеку сложно мыслить критически.
Как правило, обманщики звонят поздно вечером или рано утром, в выходной день, когда человек спит или отдыхает и ему сложно сосредоточиться.
Мошенники хорошо знакомы с психологией, говорят быстро и уверенно, оперируют профессиональными терминами, мало понятными простому обывателю. Могут даже воспроизводить звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра.
«Клиента» торопят и запугивают, что случится что-то непоправимое, давят на эмоции, угрожают, что деньги с карты немедленно уйдут мошенникам, если не предпринять срочных мер.

Предлагают заблокировать карты, сменить пароли. Под предлогом заботы о сохранности средств мошенники выманивают конфиденциальные данные. Иногда просят ввести на телефоне код для совершения некой операции. Могут спрашивать коды из СМС, ПИН-код, личные данные, реквизиты карты или секретный код на обороте.
Все эти действия направлены на то, чтобы получить доступ к вашему счету и в конечном итоге списать с него деньги.
Помните, доступ к конфиденциальным данным – это ключ к вашим финансам. Владея этой информацией, можно списать все деньги со счета в считанные секунды.


Банковский служащий никогда не будет спрашивать у вас персональные данные. У банков есть вся информация о вас и вашем счете. Что касается поведения во время телефонного разговора, то главное правило сводится к тому, что не надо паниковать и совершать поспешных действий. Если звонят, чтобы о чем-то вас информировать и не требуют ничего делать, просто примите информацию к сведению.
Если же поступает тревожный сигнал, что с вашим счетом что-то не так и есть угроза сохранности ваших денег, то возьмите себя в руки и следуйте простым правилам:
- Не поддавайтесь на провокации и не спешите, даже если звонящий заявляет о критической ситуации. Настоящий сотрудник банка никогда не станет торопить вас с принятием решений и нагнетать ситуацию.
- Попросите звонящего представиться, уточните структурное подразделение и сообщите, что вы сами перезвоните в банк. Скорее всего, у мошенника будет на этот случай заготовлена очередная уловка, чтобы заставить вас остаться на линии. Чем более настойчив будет собеседник, тем решительнее должны быть и вы в своем желании закончить разговор. Это вполне можно сделать деликатно, без проявления эмоций и раздражительности.
- Не перезванивайте на входящий номер, даже если он кажется вам корректным, чтобы вновь не попасть на линию к мошенникам. Наберите по телефону горячей линии, указанному на обороте вашей платежной карты. Уточните в банке, действительно ли имеют место неприятные для вас события. Скорее всего, выяснится, что все в порядке.
И, самое главное - ни под каким предлогом не сообщайте по телефону коды из СМС, ПИН-код, личные данные, реквизиты карты и секретный код на обороте. Называть проверочное (кодовое) слово можно только если вы сами позвонили в банк.


Если с вашей карты вдруг прошло несанкционированное списание, то как можно скорее позвоните в банк, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
Далее следует обратиться в отделение банка лично и попросить выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой о приеме.
Важно помнить, что по закону банки должны возвращать средства, если хищение произошло не по вине клиента, и он вовремя оповестил о произошедшем.
Также необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении. По данным Банка России только каждый двадцатый пострадавший от несанкционированных операций с платежными картами обращается в полицию. Психологи говорят, что жертвам обмана стыдно признаваться в собственной наивности, когда они по собственной воле сообщили мошенникам персональные данные.
Но обратиться в полицию все же необходимо. Чем больше будет база данных у правоохранителей, тем проще им будет вычислять злоумышленников и привлекать их к ответственности.

С уважением,

Беленко Андрей Николаевич

Назад к списку вопросов

Финансовые консультации

Беленко Андрей Николаевич

Беленко Андрей Николаевич

Тема: Финансовая грамотность

Талащенко Анна

Талащенко Анна

Тема: Страхование физических лиц

Belfinance.ru рекомендует