Беленко Андрей Николаевич
Тема: Финансовая грамотность
Вопрос:
Добрый день! Пожалуйста, расскажите, как защититься от телефонных мошенников? Как их распознать? И что делать, если все-таки попался на их "удочку"?
Маргарита, Белгород 04.07.2019 09:50:47
Ответ:
Добрый день!
Технологии обмана, к сожалению, становятся все более изощрёнными. Граждане жалуются, что они получают звонки от мошенников, которые представляются сотрудниками банков. Причем на определителе номера у потенциальной жертвы высвечивается официальный телефон службы поддержки . Люди часто заносят их в телефонные справочники. А потому относятся с доверием, когда видят на экране, что им звонит представитель банка. Дело в том, что мошенники научились подделывать телефонные номера. Они используют для этого специальное программное обеспечение и маскируют свой номер под официальный телефон банка.
Кроме того, из различных источников получают персональные данные своих потенциальных жертв. Кладезь информации о нашей частной жизни – наши аккаунты в социальных сетях. Активно используется и технология фишинга, когда создаются поддельные сайты популярных интернет-сервисов, на которых требуется сообщить персональную информацию. Поэтому не удивляйтесь, если псевдо-сотрудник банка обратится к вам по имени-отчеству, назовет ваш номер карты и даже срок ее действия.
На самом же деле ни определившийся номер, ни осведомленность собеседника не гарантируют, что на другом конце провода действительно представитель банка. Скорее наоборот, излишняя убедительность и нарочитая информированность звонящего – первое, что должно насторожить.
Чаще всего звонящие от имени банка представляются службой безопасности кредитного учреждения. Сообщают о подозрительной операции, которая требует неотложных действий со стороны клиента. Создается стрессовая ситуация, в которой человеку сложно мыслить критически.
Как правило, обманщики звонят поздно вечером или рано утром, в выходной день, когда человек спит или отдыхает и ему сложно сосредоточиться.
Мошенники хорошо знакомы с психологией, говорят быстро и уверенно, оперируют профессиональными терминами, мало понятными простому обывателю. Могут даже воспроизводить звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра.
«Клиента» торопят и запугивают, что случится что-то непоправимое, давят на эмоции, угрожают, что деньги с карты немедленно уйдут мошенникам, если не предпринять срочных мер.
Предлагают заблокировать карты, сменить пароли. Под предлогом заботы о сохранности средств мошенники выманивают конфиденциальные данные. Иногда просят ввести на телефоне код для совершения некой операции. Могут спрашивать коды из СМС, ПИН-код, личные данные, реквизиты карты или секретный код на обороте.
Все эти действия направлены на то, чтобы получить доступ к вашему счету и в конечном итоге списать с него деньги.
Помните, доступ к конфиденциальным данным – это ключ к вашим финансам. Владея этой информацией, можно списать все деньги со счета в считанные секунды.
Банковский служащий никогда не будет спрашивать у вас персональные данные. У банков есть вся информация о вас и вашем счете. Что касается поведения во время телефонного разговора, то главное правило сводится к тому, что не надо паниковать и совершать поспешных действий. Если звонят, чтобы о чем-то вас информировать и не требуют ничего делать, просто примите информацию к сведению.
Если же поступает тревожный сигнал, что с вашим счетом что-то не так и есть угроза сохранности ваших денег, то возьмите себя в руки и следуйте простым правилам:
- Не поддавайтесь на провокации и не спешите, даже если звонящий заявляет о критической ситуации. Настоящий сотрудник банка никогда не станет торопить вас с принятием решений и нагнетать ситуацию.
- Попросите звонящего представиться, уточните структурное подразделение и сообщите, что вы сами перезвоните в банк. Скорее всего, у мошенника будет на этот случай заготовлена очередная уловка, чтобы заставить вас остаться на линии. Чем более настойчив будет собеседник, тем решительнее должны быть и вы в своем желании закончить разговор. Это вполне можно сделать деликатно, без проявления эмоций и раздражительности.
- Не перезванивайте на входящий номер, даже если он кажется вам корректным, чтобы вновь не попасть на линию к мошенникам. Наберите по телефону горячей линии, указанному на обороте вашей платежной карты. Уточните в банке, действительно ли имеют место неприятные для вас события. Скорее всего, выяснится, что все в порядке.
И, самое главное - ни под каким предлогом не сообщайте по телефону коды из СМС, ПИН-код, личные данные, реквизиты карты и секретный код на обороте. Называть проверочное (кодовое) слово можно только если вы сами позвонили в банк.
Если с вашей карты вдруг прошло несанкционированное списание, то как можно скорее позвоните в банк, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
Далее следует обратиться в отделение банка лично и попросить выписку по счету. Напишите заявление о несогласии с операцией. Сохраните экземпляр заявления с отметкой о приеме.
Важно помнить, что по закону банки должны возвращать средства, если хищение произошло не по вине клиента, и он вовремя оповестил о произошедшем.
Также необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении. По данным Банка России только каждый двадцатый пострадавший от несанкционированных операций с платежными картами обращается в полицию. Психологи говорят, что жертвам обмана стыдно признаваться в собственной наивности, когда они по собственной воле сообщили мошенникам персональные данные.
Но обратиться в полицию все же необходимо. Чем больше будет база данных у правоохранителей, тем проще им будет вычислять злоумышленников и привлекать их к ответственности.
С уважением,
Беленко Андрей Николаевич